Лидский зональный центр
         гигиены и эпидемиологии
НОВОСТИ

 

21 июля – День профилактики стоматологических заболеваний

Факторы риска патологии прикуса и их профилактика

         Нормальный прикус встречается реже, чем патологический, и обнаруживается не более чем у 30 % населения. Состояние прикуса определяется сложным комплексом факторов, воздействующих на челюсти в различные периоды их формирования. Одним из условий, определяющих формирование патологического прикуса, является наследственность. К генетической патологии относят до 30–70 % случаев нарушения прикуса.
         Другая группа практически неуправляемых негативных факторов действует в период внутриутробного развития и приводит к развитию так называемых пороков неизвестной природы: несращению костей, недоразвитию мышц и т.д.
Функции челюстно-лицевой области являются наиболее существенными среди факторов, влияющих на формирование прикуса. Нарушение осанки и функций челюстно-лицевой области, а также связанные с ними вредные привычки – факторы риска ортодонтической патологии.
         Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Она формируется в процессе физического развития ребенка и развития у него статико-динамических функций. При нормальной осанке мышечный тонус не мешает совпадению центральных линий челюстей: нижняя челюсть находится в оптимальном соотношении с верхней за счет взаимодействия векторов веса нижней челюсти, тяги трахеи, мышц шеи, дна полости рта, спины. К позотоническим осаночным рефлексам относят привычное положение сидящего и лежащего человека. Во время еды или работы за столом стопы должны стоять на полу, спина прямая, наклон головы не более 30°, подпирать голову руками не следует. Оптимальное для осанки положение во время сна – лежа на спине или на боку, на упругом жестком матраце, не допускающем деформации позвоночного столба, и невысокой подушке. При таком распределении силы тяжести, мышечной тяги и давления нижняя челюсть может занимать положение, соответствующее нормальному прикусу, формирующиеся кости челюстно-лицевой области испытывают оптимальные нагрузки. При нарушениях осанки равнодействующая этих сил изменяется – нижняя челюсть перемещается, формируя патологический прикус. Негативное влияние на формирование прикуса оказывает сон на высокой подушке или мягкой перине, подкладывание «ручек под щечку», вынужденное положение ребенка за столом, не соответствующем его росту.
         Профилактика. Формирование осанки ребенка должно находится под контролем родителей. Они должны обеспечить ребенка подходящей мебелью для сна и бодрствования, проводить гимнастику, делать массаж, что укрепляет мышцы и подготавливает их к стоянию, сидению, ползанию, ходьбе, контролировать правильное положение ребенка во время сна, еды и занятий за столом. Нарушения осанки диагностируют, как правило, педиатры, лечение проводят специалисты по лечебной физкультуре.
         Функция дыхания. Изменение функции дыхания, имеющее значение в развитии аномалий прикуса, выражается в нарушении носового дыхания и появлении ротового или смешанного. При ротовом дыхании рот приоткрыт, нижняя челюсть смещена книзу и кзади, диафрагма полости рта расслаблена, из-за чего увеличивается нижняя часть лица, возникает второй подбородок, изменяется соотношение челюстей (нижняя челюсть смещается кзади).
Профилактика. Для формирования носового дыхания родители должны контролировать характер дыхания ребенка с раннего возраста. Носовые ходы должны быть свободными. У совсем маленьких детей их необходимо регулярно очищать. Рот младенца должен быть закрыт во время сна и в период бодрствования. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку и осторожно закрыть рот. Приоткрытый рот и сухая красная кайма губ являются признаками ротового дыхания. При появлении его стойких признаков ребенка следует показать ЛОР-врачу.
         Функция глотания имеет важное значение в развитии аномалий прикуса. Состояние функции глотания определяется тем, как протекает фаза отправного толчка кончика языка. Ребенок рождается со сформированным инфантильным глотанием (язык в фазе отправного толчка отталкивается от губ и щек), после прорезывания зубов наблюдается смешанный тип (язык начинает отталкиваться от фронтальных зубов) и в 4–5 лет у ребенка устанавливается соматический тип глотания (язык отталкивается от переднего участка неба). При нарушении функции глотания длительное время язык может отталкиваться от передних зубов, смещая их кпереди, приводя к тяжелым нарушениям прикуса.
         Профилактика. Формирование правильного глотания у ребенка во многом зависит от организации его вскармливания. Родители должны своевременно (примерно с прорезыванием первых зубов в возрасте 4–6 месяцев) вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикормов, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде, при кормлении не вкладывать в рот ребенка ложку, а приучать малыша снимать пищу с ложки губами, не запивать пищу.
         Функция жевания. Жевание – основная функция зубочелюстной системы. Активное функциональное воздействие жевательной мускулатуры на скелет челюстно-лицевой области необходимо для нормального формирования прикуса. Жевание может быть активным и пассивным. Последнее развивается, как правило, в тех случаях, когда ребенка длительное время кормят протертой пищей. При снижении функциональной активности жевательной мускулатуры челюсти не получают должного развития, зубные дуги остаются суженными, зубы расположены скученно.
         Профилактика. Правильное и рациональное вскармливание ребенка является залогом формирования активного жевания. Также следует своевременно санировать полость рта, протезировать дефекты зубных рядов.
         Функция речеобразования. Органы полости рта – важная часть речевого аппарата. Наблюдают взаимообусловленность патологии прикуса и нарушений речи (дислалии). Неправильное положение языка при произношении шипящих и свистящих звуков (межзубное прокладывание языка) приводит к формированию неправильно прикуса.
         Профилактика. Ранняя диагностика нарушения звукопроизношения и его коррекция у логопеда позволяют предотвратить патологию прикуса.
         Сосательный рефлекс и связанные с ним вредные привычки. Развитие рефлекторных механизмов сосания начинается с 18-й недели антенатального развития ребенка. Этот рефлекс постепенно угасает и должен исчезнуть к концу 1-го года жизни. Длительное сосание пустышек, бутылочки часто приводит к деформациям в переднем участке верхней челюсти. Выраженные нарушения прикуса возникнут и при сосании пальцев, карандашей. В ряде случаев на основе рефлексов сосания пустышек (после года), а также языка, губ, щек, пальцев рук возникают патологические оральные привычки. Причиной их формирования является чаще всего неудовлетворение сосательного рефлекса. Эти привычки редко возникают у детей, находящихся на грудном вскармливании.
         Профилактика. Правильная организация питания ребенка, а также нормальные условия для психического и физического развития помогут избежать появления вредных привычек, связанных с сосанием.

Главный внештатный специалист
по стоматологии управления
здравоохранения Гродненского
облисполкома                                                                       О.К.Корзун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выбор языка:
RUS - ENG
http://www.cge.lida.by